Социально-экологическая ответственность бизнеса тесно связана с этическими нормами бизнес-сообщества, дополняющими систему природоохранных норм и требований, установленных в законодательстве, стандартах и пр. Она представляет собой осознанное и мотивированное участие бизнеса в разнообразных мероприятиях, направленных на предупреждение и минимизацию негативных воздействий на окружающую среду, рациональное природопользование, экономию сырьевых и энергетических ресурсов в процессе хозяйственной деятельности, вовлечение отходов в хозяйственный оборот, предупреждение аварийных и чрезвычайных ситуаций, поддержку мер по охране здоровья, сохранению культурно-исторического наследия, биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий, сохранению исчезающих биологических видов и др.

Рассматривая деятельность компаний в аспекте социально-экологической ответственности бизнеса, следует отметить, что все компании, которые занимаются решением экологических проблем, можно условно разделить на две группы:

1. компании, которые при решении экологических проблем получают реальную экономическую выгоду, например, внедряя ресурсосберегающие технологии и тем самым снижая себестоимость продукции;

2. компании, которые занимаются решением экологических проблем ради создания положительного имиджа, считая, что основная цель их деятельности – получение прибыли.

Во всем мире наиболее значимыми для социально ответственных компаний являются следующие экологические проблемы, которые можно решить только при условии экологически ориентированной хозяйственной деятельности:

• загрязнение всех компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, почв и др.), превышающее ассимиляционный потенциал экосистем;

• истощение невозобновляемых природных ресурсов (нефть и др.) и некоторых возобновляемых природных ресурсов (пресная вода, леса и др.);

• снижение и утрата биологического разнообразия. Необходимость сохранения мест обитаний флоры и фауны и целых экосистем: исчезновение одного вида животных или растений, нарушение ландшафта может повлечь за собой необратимые последствия для экосистемы в целом;

• изменение климата, которое может привести к необратимым последствиям: например, таяние ледников может привести к повышению уровня мирового океана и затоплению больших территорий, а также к дефициту пресной воды в тех регионах, где население пользуется водой из рек с ледниковым питанием.

Для решения этих проблем социально и экологически ответственные компании используют в своей практике следующие инструменты:

1. оценку воздействия на окружающую среду (включая стратегическую экологическую оценку) при разработке стратегий и планов экономического развития;

2. экологический аудит, позволяющий на раннем этапе выявлять природоохранные нарушения;

3. экологическое страхование, предусматривающее возмещение вреда окружающей среде;

4. сертификацию на соответствие положениям экологических стандартов (международные стандарты серии ИСО 14000, относящиеся к экологическому менеджменту; международный стандарт ИСО 19011, относящийся к аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента; национальные стандарты серии «Ресурсосбережение» и серии «Охрана природы»);

5. внедрение концепции технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий;

6. социальную отчетность, содержащую экологический компонент.